Как сдать ЦТ по английскому на 100 баллов

Эта статья о том, как успешно сдать централизованное тестирование по английскому языку.
Зачем нам это нужно? Те, кто сейчас это читает, возможно, учатся в 10-ом, 11-ом классе, либо это родители этих ребят. Так вот. Скоро вы будете сдавать выпускные экзамены в школе, вступительные экзамены в университет. То, как вы сдадите эти экзамены, в принципе, определяет вашу дальнейшую жизнь, вашу дальнейшую судьбу. В какой университет вы поступите, на какую специальность, будет ли это та профессия, о которой вы всегда мечтали, будет ли это тот город, в котором вы мечтали учиться, жить и работать в будущем, будет ли это именно тот путь, которого вы желаете? Достаточно ли будет у вас баллов, чтобы осуществить свои мечты? Вы понимаете, на сколько это важно на самом деле? Это не просто какой-то очередной экзамен в школе или контрольная. Это вступительный экзамен, это вступительный экзамен в вашу новую жизнь, в вашу взрослую жизнь. В ваше будущее!

Что касается меня, то, если честно, английский был для меня самым нелюбимым предметом в школе. Все школьные годы я «шла» на золотую медаль. У нас в РБ 10-балльная система оценок. У меня по всем предметам были 9-10, а по английскому в один прекрасный момент выходила 7. Моя золотая медаль стояла под вопросом. Мне было очень тяжело на уроках, я ничего не понимала, учитель постоянно повторяла длинные правила из учебников. Особенно это касалось английских времен. Я просто «улетала», я не понимала, зачем это и как это. Это был ужас. У меня был репетитор. Мы занимались по одной книжке. И, как оказалось, на ЦТ этого было недостаточно. Если честно, я вспоминаю английский в школе с настоящим ужасом. И я очень жалею, что не знала тогда те «фишки», которые знаю сейчас, что мне не встретился тот наставник, который объяснил бы все просто и доступно. Я сдала ЦТ, мне очень тяжело это далось, я сидела часами, ночами, без выходных. И поступила на ФМО (факультет международных отношений) БГУ. На данный момент я знаю 5 иностранных языков. Я познакомилась и повстречалась с удивительными и талантливыми людьми. Например, один из них знает 55 языков. Это известный лингвист во всем мире. Я посетила около 30 стран. И сейчас я думаю: «Боже мой! Это на самом деле гораздо проще, чем мне казалось раньше». И мне действительно жаль, что когда-то было потеряно много времени зря.

На самом деле есть определенные техники, которые могут доступно объяснить носителю русского языка структуру английского. Например, времена можно объяснить, используя в основе всего 4 слова. И эти 4 слова как спасательные круги в решении заданий на времена в ЦТ. И сейчас для меня очень важно, чтобы дети, выпускники, их родители поняли, что всё реально. Что можно сдать ЦТ без стрессов и без нереальных нагрузок. Это можно сделать грамотно, если следовать определенным советам.

Что нам нужно, чтобы сдать ЦТ на 100 баллов? Во-первых, хочу сказать, что это реально. Мои студенты ежегодно получают максимальные баллы на ЦТ. Хотя я считаю этот экзамен нерациональным. Если сравнивать его, например, с российским ЕГЭ (который является аналогом Кембриджского экзамена FCE), то тот экзамен включает в себя и аудирование, и чтение, и грамматику, и устную речь. Он является более объемным экзаменом, с помощью которого можно шире увидеть знание языка и проверить его корректнее. ЦТ, в основном, базируется на знании грамматики, поэтому тут важно готовиться по конкретным темам. Что нам делать, чтобы быть успешными в сдаче ЦТ?

***

Нужно иметь план, потому что мы готовимся к конкретному экзамену с конкретными заданиями, основанными на конкретных правилах. Как мы знаем, всего в ЦТ 60 заданий. 48 — выбрать вариант ответа, 12 — написать ответ буквами. Мы составляем план, рассчитанный на количество часов и месяцев, которые находятся в нашем распоряжении. Если, например, сейчас февраль, а сдавать нам в июне. То считаем... 5 месяцев, чтобы выучить темы, заявленные в нашем экзамене, по которым будут проверяться наши знания. Мы составили план, мы вписали в него все наши темы, вплоть до месяцев и дней.

***

Далее, второе, нам обязательно нужна регулярность. Если мы будем пропускать темы, откладывать занятия, если будем себя жалеть, то мы не достигнем успеха, очень важна систематичность. То, что упустили, будет очень сложно наверстать. Помните, ребята, это язык. Чтобы понять и изучить язык, нужно определенное время, чтобы он, так сказать, связался в нашем мозгу, инсталлировался в нашем сознании.

***

Очень важно иметь грамотные источники и учебники. Источники и учебники — это конечно, хорошо. Но лучше было бы, чтобы была определенная программа. Я не могу вам посоветовать какую-то одну книгу, я могу предложить только синтез из всех книг. Потому что нет определенного источника, благодаря которому вы могли бы полностью подготовиться к нашему экзамену. В некоторых учебниках очень много «воды», в некоторых недостаточно информации, а в некоторых просто непонятно, что к чему. Вот вы перечитываете, перечитываете, тратите время... А оно у нас бесценно. Особенно в выпускном классе. Я подготовила программу, в которой все эти учебники смиксованы, соединены. Под результат.

***

Что нам еще нужно? Четвертое — это контроль. Если мы не будем себя контролировать, то здесь тоже можно все пустить на самотек, расслабиться: «Сегодня ещё февраль, ещё есть время». Тут все может «расплыться» и «уплыть» в неведомые дали. Мы можем быть контролерами сами себе, если мы мотивированные и целеустремленные. Помню, я готовилась к экзамену по информатике в университете, я была очень жестким контролером сама себе. Я не давала себе поблажки. Но тогда времени подготовиться к экзамену было около 5 дней. Знаете, быть контролером самому себе в течение 5 дней не так уж и сложно. Другое дело, когда речь идет о месяцах, о годе или о двух годах. Это очень сложно. Также вашими контролерами могут быть родители, бабушки, дедушки или учитель. Конечно, учитель будет лучшим контролером, так как он «в теме».

***

Пятое, что я хотела сказать ребятам, — будущим выпускникам нужна поддержка. На протяжении всего этого периода, пока вы готовитесь к ЦТ, важно не терять мотивацию, поддержку и желание стать успешными. Порой на фоне всей усталости и загруженности, я вижу, как мои студенты приходят и хотят есть, хотят спать. Им нужно учить физику, учить химию. Например, им нужно сдавать русский, математику, а в школе задают читать кучу книг по литературе. Поэтому нам очень важно иметь поддержку, чтобы мы не забывали, для чего и что мы делаем. Всегда помнили про наше будущее, про важность, ценность этого экзамена, и чтобы не забывали ценить каждый шаг, который мы делаем на встречу к нашей мечте.

***

Шестым пунктом хочу сказать, что очень важна практика. Для того, чтобы достичь нашей цели, нужно для начала знать, какая именно наша цель. Чтобы мы поставили лестницу именно к той стене, которая нам нужна. Можно карабкаться на одну лестницу, другую, но это не имеет смысла, если цель другая. В ЦТ 60 заданий, по длительности — 120 минут. На протяжении всего времени мы практикуемся. Да, мы делаем конкретные задания, учим темы. Но очень важно обязательно решать именно ЦТ. Давать себе 120 минут и сидеть с тестом один на один. Это подготовит нас морально, а также практически, чтобы, когда мы пришли на экзамен, мы не были растерянными, не задавали себе вопросов: «А что за бумажки? А как заполнять? А как писать?». Чтобы мы уже знали все нюансы и не тратили на них энергию и силы. Также, практикуясь, мы сможем грамотно распределять время. Я знаю ребят, которые рассказывают, что им просто не хватило времени. Они думают, что у них есть целых два часа, времени хватит на всё, и вот они садятся и все два часа делают чтение, а на остальное времени не хватает. После практики вырабатывается внутренняя привычка, мы знаем, сколько мы можем потратить на какое задание. Также в части Б будем знать, как заполнять графы, как писать буквочки. Это очень важно. Практика.

Итак, делая все это, имея этот план, следуя ему, мы сможем подготовиться к успешной сдаче ЦТ. Я от чистого сердца желаю вам удачи, желаю, чтобы у вас хватило сил, пусть все ваши мечты сбудутся, и вы поступите в те университеты, поедете в те города, где хотите учиться!

Кумар Ольга Юрьевна — сертифицированный преподаватель международного уровня (сертификат CELTA Кембриджского университета), лингвист-переводчик (факультет международных отношений БГУ), полиглот (5 иностранных языков).